Канон вэйци в 13 главах

Вступительная статья

«Канон вэйци в 13 главах» — самое древнее, полное и популярное в Китае сочинение по теории вэйци. Сочинение было создано в эпоху династии Северная Сун при императоре Жэнь-цзуне, правившем под девизом Хуанъю (1049-1054 гг.). Это сочинение было широко известно при династии Сун, а также при последующих династиях: Юань, Мин и Цин. Некоторые авторы включали его в подборку сочинений, некоторые помещали с сборники партий, а некоторые издавали отдельной книгой. Уже на протяжении более 900 лет эта книга привлекает внимание любителей вэйци в Китае и за границей, некоторые принципы, изложенные в ней, относятся к «золотым правилам» вэйци. Лю Шаньчэн в «Краткой истории развития вэйци в Китае» пишет следующее: «Секрет широкой популярности «Канона вэйци в 13 главах» заключается главным образом в том, что содержание этой книги очень богато, а принципы очень глубоки. В отличие от других сочинений, этот «Канон» обладает конкретностью, полнотой, системностью и глубиной. Автор этой книги благодаря своему мастерству в вэйци и глубоким познаниям достиг выдающихся результатов для своего времени и сделал огромный вклад для последующих игроков.»
Конечно, автор «Канона» не написал его просто так, ни на чём не основываясь. При написании книги автор, без сомнения пользовался богатым опытом предыдущих поколений и древними сочинениями по вэйци, соединив его с собственным опытом.
Хотя существуют различные мнения по поводу того, кто является автором данного сочинения, в настоящее время почти повсеместно считается, что автором является чиновник и литератор Чжан Цзин (1005-1078 гг.) из г. Хэяна (на территории современной провинции Хэнань).

Предисловие

Люди говорят: «Когда вы наелись и нечего делать, почему бы не поиграть в вэйци?» В книге Хуань Таня* «Новые суждения» говорится: «В мире есть такая игра, как вэйци. Возможно, это разновидность военного искусства. Лучшие игроки далеко распространяют свои позиции, окружают большие пространства и поэтому выигрывают. Средние игроки затевают борьбу, пытаются выиграть её и получить выгоду, поэтому могут как выиграть, так и проиграть. Чтобы определить их проигрыш или поражение, нужно считать очки. Слабые игроки окружают стороны, получают маленькую территорию.» Так происходит с эпохи Вёсен и Осеней** до наших дней. Однако не прекращаются вопросы о том, как совершенствовать своё мастерство в вэйци. Здесь мы обобщили главные причины победы и поражения и разделили их на тринадцать глав. Некоторые из них сходны с военным искусством, и мы предлагаем их вашему вниманию.

Чжан Цзин

*Хуань Тань (ок. 40 г. до н. э. — ок. 32 г. н. э.) — философ, музыкант и астроном эпохи Хань.
**Эпоха Вёсен и Осеней (эпоха Чуньцю) — период китайской истории с 770 по 476 г. до н. э., когда в Китае царствовала династия Чжоу.

  1. О вэйци

Все вещи и все числа начинаются с единицы. Количество линий на доске — триста шестьдесят одна. Единица — это главная цифра, если ты ей овладел, то можешь управлять всеми четырьмя направлениями. Триста шестьдесят — это столько же, сколько дней в году. На доске четыре угла — столько же, сколько времён года. В каждом углу девяносто пунктов — столько же, сколько дней в сезоне. По краю доски семьдесят две линии, столько же, сколько сезонов* в году. Всего триста шестьдесят камней, половина из них — чёрные, половина — белые, так же, как инь и ян. Линии образуют доску, перекрестия линий называются пункты. Доска квадратная и не двигается, камни круглые и перемещаются**. С древности и до сих пор не было двух одинаковых партий. В книгах сказано: «[Вэйци] всё время меняется.» Поэтому игрок должен глубоко и всесторонне думать, чтобы постичь причины победы и поражения, только так можно превзойти уровень древних мастеров.

*В данном случае имеются в виду другие сезоны — не привычные нам весна, лето, осень, зима, а периоды по 5 дней, на которые делится год в 360 дней для удобства ведения сельскохозяйственных работ. Таких сезонов в году 72.
**В смысле перемещаются не по доске, а рукой игрока из чашки на доску.

  1. О планах

В вэйци, чтобы создать позицию, строят стандартные формы; чтобы победить соперника, прибегают к гибкости. Поэтому игрок должен быть уверен в себе и иметь чёткий план, тогда это отразится на доске. У того, кто всё просчитывает ещё до того, как началась борьба, больше вероятность получить преимущество. Соответственно, тот, чьи планы хуже, имеет меньшие шансы добиться преимущества. Тот, кто не может оценить свои шансы на победу или поражение, когда борьба уже началась, тот не способен строить планы. Военное искусство гласит: «Кто строит много планов, то побеждает; кто строит мало планов, тот не побеждает, а что же говорить о том, кто вообще не строит планов?» Если посмотреть с этой точки зрения, то победа и поражение будут очевидны.

  1. О балансе

В начале партии непременно нужно следовать важным правилам. Сначала поставить камни в углы и разыграть дзёсэки, затем распространяться через два пункта. От двух камней распространяются на три пункта, от трёх камней — на четыре пункта, от симари в углу можно распространиться на пять пунктов. Камни, расположенные близко, не обязательно соединятся, расположенные далеко — не обязательно будут разделены. Всё это мудрость древних, которую должны усвоить последующие игроки. Я ещё не видел, чтобы кто-то нарушил эти правила и добился успеха. В «Книге песен»* сказано: «Если нет хорошего начала, то не будет и хорошего конца.»

*Книга песен («Шицзин») — первый древнекитайский поэтический сборник, созданный, как считается с 11 по 6 век до н. э., и считавшийся непререкаемым авторитетом для многих древних китайских авторов.

  1. О борьбе

Суть искусства вэйци заключается в точном расчёте и крепкой форме. Лучший игрок занимает центр, игрок низкого уровня занимает стороны, игрок среднего уровня занимает четыре угла. Это непреложное правило. Другое непреложное правило гласит: «Лучше потерять несколько камней, чем потерять сэнтэ». Некоторые ходы выглядят как сэнтэ, но ведут к отставанию. Некоторые ходы выглядят как потеря сэнтэ, но на самом деле ведут к опережению. Атакуя левую сторону, думайте о правой. Атакуя сзади, думайте о переднем крае. Если две группы не могут выжить по отдельности, не позволяйте сопернику их разделять. Если две группы могут выжить сами по себе, то не нужно их соединять. Позиция должна быть перспективной, но камни не должны стоять слишком далеко друг от друга. Также позиция должна быть крепкой, но камни не должны быть скученными. Чем спасать камни и выживать, лучше пожертвовать камни и получить преимущество в партии. Чем пускаться в неоправданную атаку, лучше естественным образом укрепиться. Когда у соперника вокруг много камней, а у вас мало, прежде всего думайте, как выжить. Когда у вас вокруг много камней, а у соперника мало, обязательно воспользуйтесь этим, чтобы развить преимущество. Тот, кто умеет побеждать, не вступает в локальную борьбу. Тот, кто умеет правильно построить свои камни, не полезет в схватку. Тот, кто умеет бороться, не проигрывает. Тот, кто умеет проигрывать, даже если уступит, сохраняет спокойствие. Игра в вэйци начинается со стандартных форм, затем посредством неожиданных приёмов достигается победа. Поэтому нужно убедиться, что ваши формы крепки, и у вас нет слабостей, только тогда можно, воспользовавшись тем, что соперник этого не ожидает, развить внезапную атаку. Если соперник без особой причины укрепляется, он обязательно хочет начать атаку. Если соперник жертвует камни, он обязательно хочет взамен получить ещё большую выгоду. Тот, кто играет, не раздумывая, тот никогда не построит плана. Тот, кто отвечает, не подумав, идёт к поражению. В «Книге Песен» сказано: «Идти осторожно и с боязнью, как будто под ногами глубокая пропасть».

  1. О силе и слабости

Если говорить о вэйци, то если много групп, ваши силы разъединены, если силы разъединены, то группы трудно спасти. Нельзя играть слишком агрессивно, в противном случае противник усилится, а вы ослабите себя. Если вы слабы, то вас легко атаковать, если вы крепки, то вам трудно угрожать. Нужно проявлять гибкость, а не придерживаться какой-то одной линии игры. В книгах сказано: «Когда представится возможность, наступайте; когда возникли сложности, отступайте.»

  1. О знании себя

Мудрец знает, что должно произойти ещё до того, как это случилось. Глупец не понимает, что произошло, даже если это уже случилось. Поэтому тот, кто знает, какая ему грозит опасность, и при этом получает выгоду за счёт соперника, побеждает. Тот, кто знает, когда можно вступать в борьбу, а когда нельзя, побеждает. Тот, кто знает как играть, когда много камней и когда мало камней, побеждает. Тот, кто подготовился к борьбе, вступая в борьбу с тем, кто не готов, побеждает. Тот, кто накапливает силы и, когда соперник ослабеет после атаки, нападает на него, побеждает. Тот, кто не вступает в борьбу, а стратегически переигрывает соперника, побеждает. Лао-цзы* сказал: «Мудр тот, кто знает себя.»

*Лао-цзы — (ок. 571 — ок. 471 г. до н. э.) — древнекитайский философ, основоположник даосизма.

  1. Об оценке позиции

Играя в вэйци, необходимо строить свою позицию так, чтобы все камни были связаны друг с другом. С начала и до конца каждым ходом надо стремиться получить сэнтэ. Если борьба такова, что победитель ещё не определился, нельзя допускать ни малейшей ошибки. Если у вас в партии преимущество, то все помыслы следует направить на выживание. Если вы отстаёте, то необходимо смело идти на борьбу. Если играть по краям доски, то даже если вы выживете, то всё равно проиграете. Если вы находитесь в невыгодном положении и не осознаёте этого, то ваше положение станет ещё хуже. Если вы нетерпеливы и очень хотите выиграть, то будете часто проигрывать. Если вы ведете борьбу с соперником, то сначала окружайте его снаружи. Если вас окружили и помощи ждать неоткуда, то не надо убегать. Если вы в опасности и позиции ваши разбиты, то не надо играть. Поэтому в вэйци издревле существует понятие «убегать, не убегая», «играть, не играя». Ошибочных путей очень много, но лишь один путь ведёт к победе. Только тот, кто хорошо понимает и правильно оценивает ситуацию, часто добивается победы. В «Книге Перемен»* сказано: «Когда вещи приближаются к концу, они изменяются; изменившись, они существуют долго.»

*Книга перемен («Ицзин») — древнекитайский философский трактат, созданный, как считается в период с 11 по 8 век до н. э. Также являлся непререкаемым авторитетом для китайских учёных.

  1. О чувствах

Когда человек приходит в этот мир, он ничего не понимает, и его сознание чисто и ничего не отражает; когда человек соприкасается с окружающими нас вещами и явлениями, у него появляются мысли и эмоции, он может выносить суждения. Если применить это правило к вэйци, то можно заранее предсказать победу или поражение. Тот, кто играет крепко и не жаден, тот много получает; тот, кто играет небрежно и жадно, тот много теряет. Тот, кто не бросается просто так в борьбу, а предпочитает укрепляться, побеждает; тот, кто невзирая ни на что, хочет съесть противника, проигрывает. Тот, кто проиграв, извлекает урок, тот повышает своё мастерство; тот, кто выиграв, становится гордым и заносчивым, тот понижает свой уровень. Тот, кто обращает внимание на свои недостатки, а не на недостатки других, получает выгоду; тот, кто атакует соперника и не замечает, что соперник атакует его, несёт ущерб. Тот, кто сосредоточен на партии, может предусмотреть всё; тот, кто отвлекается, тот легко совершает ошибки. Тому, кто имеет далёкие замыслы и играет масштабно, сопутствует удача; тот, кто имеет мелкие замыслы и пытается поймать соперника на ошибках, потерпит неудачу. Тот, кто серьёзно относится к сопернику, то силён; тот, кто недооценивает соперника, погибнет. Тот, кто может обобщать, сопоставлять и делать выводы, тот имеет высокий уровень; тот, кто мыслит однотипно и стандартно, имеет низкий уровень. Тот, кто постоянно хранит молчание, не даст возможности сопернику разгадать свои замыслы; тот, кто не может усидеть на месте и сохранять спокойствие, вызывает раздражение. В «Книге Песен» сказано: «Надо попробовать понять, о чём думает другой человек.»

  1. О лжи и правде

Кто-то скажет: «Вэйци — это искусство хитрости и обмана, преследования и убийства, разве это не коварство?» Я отвечаю: «Нет, это не так.» В «Книге Перемен» сказано: «Когда армия выступает в поход, должна быть дисциплина. Если нет дисциплины, то даже хорошие дела превращаются в плохие. В таком случае между хорошими и плохими делами нет разницы.» В военном деле не поощряется обман и коварство, так утверждали все философы эпохи Борющихся Царств*. Хотя вэйци — это всего лишь игра, но по сути своей это то же, что военное искусство. Поэтому существует очень много уровней понимания этой игры, и каждый игрок играет на своём уровне. Игроки, имеющие низкий уровень, не обдумывают свои ходы, действуют обманом и коварством. Некоторые из них размахивают руками, изображая позицию, некоторые неосторожными словами дают сопернику возможность узнать свои планы. Не так ведут себя игроки высокого уровня. Они всегда внимательно всё продумывают, играют гибко, сообразуясь с конкретной ситуацией. Их внимание полностью сосредоточено на партии, и до того, как сделать ход, они уже принимают решение. Поэтому они всегда заранее строят планы, как добиться победы, и заранее принимают меры, чтобы избежать поражения. Разве им нужно постоянно разговаривать и размахивать руками? В книгах сказано: «Нужно быть честным и не обманывать.» Именно это и имеется в виду в данном случае.

*Эпоха Борющихся Царств (эпоха Чжаньго) — эпоха в истории Китая с 5 в. до 221 г. до н. э., когда несколько царств боролись за овладение всей страной.

  1. О большом и малом, далёком и близком

В вэйци бывают самые разные ситуации, которые нужно принимать в расчёт. Бывает так, что то, что на первый взгляд кажется выгодным, оборачивается потерей, а то, что на первый взгляд кажется потерей, на самом деле является выгодным. Иногда занятие какой-то области доски приносит выгоду, иногда — ущерб. Иногда нужно играть слева, иногда — справа. Иногда в каком-то месте нужно играть сразу, иногда — погодя. Иногда нужно давить и преследовать соперника, иногда — играть медленно. Не надо соединяться слишком поспешно, идя на жертву, нужно сначала подумать, что вы от этого получите. Иногда вначале что-то кажется далёким, но оказывается близким, иногда вначале что-то кажется малым, но оказывается большим. Если вы хотите усилиться снаружи, то сначала атакуйте внутри. Если вы хотите что-то получить на востоке, то сначала атакуйте на западе. Если ваши позиции слабы и у вас нет глаз, то сначала посмотрите, как будет развиваться ситуация. Если вы этим не повредите своим позициям в другом месте, идите на ко-борьбу. Если вы строите свои камни не так, как соперник, то у вас хорошие перспективы. Если соперник открывает вам дорогу, то не надо ввязываться в борьбу. Выбирайте правильные места, чтобы вторгаться, если нет препятствий, продвигайтесь вперёд. Это всё тонкости игры в вэйци, их обязательно надо знать. В «Книге Перемен» сказано: «Кто же может понять все эти тонкости, как не величайший талант в Поднебесной?»

Глава 11. О названиях

Любой ход, который делает играющий, имеет своё название. Камни в вэйци могут быть живыми или мёртвыми, спасшимися или погибшими — из названия уже понятен их статус. Есть такие ходы, как «чун», «во», «чо», «юэ», «фэй», «гуань», «чжа», «чжань», «дин», «цзянь», «цюй», «мэнь», «да», «дуань», «син», «на», «ли», «дянь», «цзюй», «цяо», «цзя», «цзань», «би», «цы», «лэ», «пу», «чжэн», «цзе», «чи», «ша», «сун», «пань»*. Названий ходов насчитывается всего тридцать два. Тот, кто играет, должен учитывать всё. А о том, как надо реагировать в конкретных ситуациях, играть издалека или вблизи, в одном направлении или в другом, я сказать ничего не могу. Даже тот, кто побеждает благодаря случайности, всё равно не выходит за пределы этих названий ходов. В книгах сказано: «В первую очередь всему надо присвоить правильные названия.» Точно так же и в вэйци.

*Большинство из этих названий с большим трудом поддаются переводу, так как за прошедшие 900 лет обозначения ходов совершенно изменились, и сейчас используются совсем другие иероглифы.

Глава 12. О разрядах.

В вэйци имеется девять разрядов: первый — «жушэнь», второй — «цзочжао», третий — «цзюйти», четвёртый — «тунъю», пятый — «юнчжи», шестой — «сяоцяо», седьмой — «доули», восьмой — «жоюй», девятый — «шоучжо»*. Кроме этих девяти высших, есть ещё множество низших разрядов, но о них мы здесь говорить не будем. В книгах сказано: «Тот, кто имеет мудрость от рождения — самый мудрый; тот, кто приобрёл мудрость посредством учения, уступает ему; а тот, кто учится, чтоб приобрести мудрость, потому что столкнулся с трудностями, уступает им обоим.»

*Некоторые названия разрядов в переводе звучат довольно любопытно, например, «жушэнь» — «ставший святым», «юнчжи» — «пользующийся мудростью», «сяоцяо» — «ловкий», «жоюй» — «играющий безыскусно» и пр.

  1. О разном

Итак, в вэйци углы лучше, чем стороны, а центр лучше, чем углы. Лучше давить, чем окружать, а угрожать лучше, чем давить. Хасами бывает настоящее, а бывает для вида, атака бывает серьёзной, а бывает понарошку. Если соперник преградил вам дорогу, то необходимо также преградить дорогу ему. Если противник угрожает превратить ваш глаз в ложный, необходимо соединиться. Большой глаз лучше, чем маленький, бежать прямо лучше, чем бежать наискосок. Если имеется противостояние, сначала внимательно изучите ситуацию, если камни соперника преграждают вам путь, то не играйте «лесенку». Если нет хорошего продолжения, ни в коем случае не надо начинать игру в этом месте. Группа, имеющая четыре пункта в самом углу, в конце партии будет съедена. Если построены четыре камня подряд, то, добавив два ханэ с двух сторон, они превращаются в шесть камней, и такая группа обычно живёт. Если ваши камни некрепко соединены, то соперник сыграет нодзоки, и вам трудно будет выжить. Следует избегать того, чтобы играть контр-ханэ, разрезая камни соперника. По-настоящему важные камни расположены в центре, не нужно слишком много играть в углах. Не нужно играть в вэйци слишком часто, так как от этого легко устать, тогда ваш уровень понизится. Не надо играть и слишком редко, тогда вы будете забывать важные моменты, от чего произойдёт много ошибок. Если вы выиграли, не нужно много говорить, а если вы проиграли, не причитайте. Только тот, кто сохраняет спокойствие и соблюдает вежливость, может назваться благородным мужем. Тот, кто из-за проигрыша приходит в ярость — недостойный человек. Если у вас высокий уровень, не надо задаваться, а если у вас низкий уровень, не надо страшиться. Если у вас хорошее настроение и вы раскованны, то вы готовите себя к предстоящей победе. Если у вас колотится сердце и изменилось выражение лица, то вы готовите себя к поражению. Самое стыдное для игрока — попросить переходить, самое позорное для игрока — стянуть незаметно камень с доски. Самая красивая игра — это когда не давят на соперника, самая неискусная игра — это когда постоянно играют ко-борьбу. Играя в вэйци, если вы сделали три хода в одном направлении, то надо сменить направление. Если вы построили квадрат из четырёх камней, то это ошибка. Выигравший с большим количеством очков получает победу, проигравший с малым количеством очков получает поражение. Если у играющих по одной победе и одному поражению, то побеждает тот, кто выиграл больше очков. Если выиграли равное количество очков, то присуждается ничья. Нельзя играть матч больше, чем из трёх партий. Разновидностей ко-борьбы бывает очень много: есть так называемый «золотой колодец», есть «ворот колодца», есть так называемое «бесконечное ко», есть так называемое «поочерёдное ко», все игроки должны их знать. Разновидностей форы также очень много: когда сопернику дают первый ход, когда дают пол-хода, два камня, пять камней, семь камней. В вэйци наличие и отсутствие сосуществуют и зависят друг от друга, далёкое и близкое взаимно дополняют друг друга, сила и слабость подчёркивают друг друга, выгода и ущерб перетекают друг в друга, это надо усвоить всем игрокам. Поэтому играть надо спокойно и крепко, но не небрежно, если у вас преимущество, не нужно гордиться. Если вы играете спокойно, но небрежно, то попадёте в опасность. Если вы возгордились, получив преимущество, то проиграете. В «Книге перемен» сказано: «Благородный муж в мирное и спокойное время не забывает об опасности, и пока он живёт, всегда помнит о смерти».

*»Золотой колодец» или «бесконечное ко» — тройная ко-борьба.
**»Ворот колодца» или «поочерёдное ко» — двойная ко-борьба.
***Фора в пол-хода — это фора в один ход в двух партиях из трёх.

Послесловие

Самые знаменитые игроки нашего времени, такие как Лю Чжунфу, Ян Чжунъинь, а также Ван Вань, Сунь Сянь, Го Фань и Ли Байсян, а также все желающие могут прочитать данные тринадцать глав, почувствовать их принципы и изменяться согласно с ними. Древние говорили: «Куда двигаться на доске, как играть — горизонтально, вертикально, прямо или по диагонали — всё это зависит от конкретной ситуации. Невозможно это заранее знать. Но то, что нужно знать — это то, что в любом случае камни ограничены пределами доски.» Этот «Канон вэйци» — как доска, игрок — словно камень. Если вам хочется развлечься, можете прочитать данное сочинение.