«Го 21 века» я называю «игрой шести соответствий». Так называемые «шесть соответствий» в древности обозначали Вселенную, это четыре направления — восток, запад , юг и север, а также Небо вверху и Земля внизу.
Таким образом, цель игры го не сводится к занятию углов и сторон, а заключается в том, чтобы наилучшим образом поддерживать баланс на всей доске. С 1996 по 1997 г. я в течение полугода вёл на телевидении NHK программу «Лекции по го», где изложил свою точку зрения.
Считается, что игра го возникла в древнем Китае в эпоху императоров Яо и Шуня и насчитывает уже около 5000 лет. Я полагаю, что в древности го служило для изучения астрономии или календаря. Доска для го состоит из 19 продольных и поперечных линий, в центре находится пункт тэнгэн, а всего насчитывается 361 пункт. Я думаю, что в древности она служила для того, чтобы обозначать направление, угол или четыре сезона года.
Также в древнем Китае полагали, что в изначально пустой Вселенной жизнь началась с того, что возникло «единое ян». Затем единое ян разделилось на инь и ян, а затем возникло всё сущее. В го имеются чёрные и белые камни, и это непременно связано с учением об инь-ян. Возможно, го также служило для гадания и предсказания будущего. Короче говоря, доска — это Вселенная.
Пункт тэнгэн, находящийся в середине доски, по-китайски также называют «тайцзи». Используя терминологию Книги Перемен, это изначальный пункт для появления всего из ничего. В числе тех игроков, которые первым ходом играли в тэнгэн, был японский мастер периода Эдо по имени Ясуй Сантэцу. Он играл партию с Хонинбо Досаку за звание Мэйдзина. Его секретным оружием был первый ход в тэнгэн.
Однако эту партию Сантэцу проиграл. После этого он больше не играл в го, а занялся исследованием календаря. Он создал знаменитый «календарь Дзёкёрэки». Он был назначен первым астрономом при сёгунате периода Эдо и изменил имя на Сибукава Харуми.
Го имеет тесную связь с Книгой Перемен и астрономией. Я никогда не считал го игрой, в которой главное — победа. Разумеется, го — это спорт, в котором важна победа, но я считаю, мы не должны забывать о том, что изначально в го присутствует философия инь-ян.
Философия инь и ян утверждает, что высшим состоянием является «срединная гармония», поэтому целью го также является достижение срединной гармонии. Только тот ход, который максимально эффективно использует все камни на доске, является лучшим ходом, в этом и выражается срединная гармония. Делая каждый ход, необходимо учитывать положение на всей доске в целом — это и есть го шести соответствий.
В 2002 г. исполнилось 30 лет с момента возобновления дипломатических отношений между Китаем и Японией. С того момента, как я приехал в Японию, исполнилось 73 года. Я всегда мечтал о дружбе между Китаем и Японией. Я приехал в Японию в 1928 г., когда китайско-японские отношения начали резко ухудшаться. К сожалению, война всё- таки разразилась и в результате многие пострадали. Можно сказать, что 20 век — это век войн. Люди, прикрываясь высокими целями, постоянно начинают войны. Если такая идеология продолжит существовать, то 21 век также будет веком войн. Я хочу сказать, что не стоит конкурировать, а нужно стремиться к сосуществованию.
В древней китайской Книге Перемен написано, что «величайшая добродетель Неба и Земли состоит в том, что они произвели на свёт всё сущее.» Речь идёт о том, что бог создал всё необходимое для жизни. Будь то зерно или нефть, всё это у человечества имеется в достаточном количестве для существования. Но проблема заключается в том, что люди хотят присвоить себе всё сущее. Поэтому возникают войны.
Мой идеал — это срединная гармония. В древнем Китае срединная гармония также считалась высоким идеалом, к которому нужно стремиться. Слово «срединная» означает, что она не принадлежит ни к стихии инь, ни к стихии ян, а является нейтральной и бесформенной. Когда бесформенная середина себя проявляет, она обретает форму и становится гармонией. Так называемой «дао» — это лишь бесформенный принцип, а когда он обретает форму, то становится «дэ».
С другой стороны, все вещи, имеющие форму, подвержены изменениям. Но те слова, которые произнесли святые мудрецы, не меняются. Учение Конфуция и учение Будды являются неизменными. Поэтому в мире существуют как изменения, так и постоянство. В материальном плане наука постоянно развивается. Она не может не развиваться. С другой стороны, в духовном плане всё неизменно. Поэтому очень важна срединная гармония между наукой и философией.
Я полагаю, что в го лучший ход — это ход, в котором проявляется срединная гармония всех камней на доске. Идеал го — это тоже срединная гармония. С другой стороны, в человеческой жизни также надо стремиться к срединной гармонии между техникой и философией. Стремление к «го 21 века» должно послужить развитию игры го. Однако движущей силой этого развития является спокойная духовная сила. В этом меня поддерживают древние китайские книги.
Мне 87 лет, и можно сказать, что путь, который я прошёл в своей жизни — это путь к достижению срединной гармонии.